.
. Богумил Грабал (чеш.
Bohumil Hrabal; 28 марта 1914, Брно, Моравия, Австро-Венгрия — 3 февраля 1997, Прага, Чехия) — чешский писатель-прозаик и поэт, номинант Нобелевской премии 1994 года и лауреат «Оскара» за сценарий к фильму 1967 года «Поезда под пристальным наблюдением». Он также получил множество международных литературных премий и наград в Чехии, в том числе медаль «За заслуги» в 1996 году.
. . . Богумил Грабал родился 28 марта 1914 года. В 1919 г. вместе с родителями перебрался в город Нимбурк, где его отчим работал директором на пивоваренном заводе. В 1935 г. он поступил на юридический факультет Карлова университета, во время войны работал телеграфистом и дежурным по железнодорожной станции, после войны стал страховым агентом и коммивояжёром, что, как и прочие его профессии, находит отражение в творчестве. С 1952 до 1959 годы Грабал работал упаковщиком макулатуры, а позднее переходит в театр рабочим сцены.
. . . Если не считать ранних поэтических опытов, то первые крупные произведения были созданы писателем на четвёртом десятке жизни, а опубликованы только в шестидесятые годы. Некоторые его книги, в частности, «Я обслуживал английского короля», не были сразу опубликованы по политическим соображениям. В 60-х годах Грабал являлся самым популярным писателем в Чехословакии. В 1965 году он написал «Поезда особого назначения», где грубоватый юмор послужил средством показа сопротивления фашистским оккупантам.
. . . Он умер 3 февраля 1997 года в больнице, пытаясь покормить голубей из окна и выпав с пятого этажа. Полагают, что Грабал мог совершить самоубийство, так как подобное падение описано в некоторых его произведениях. Урна с его прахом погребена на сельском кладбище в семейном склепе под Прагой.
.Из книги «Bambini di Praga 1947»
О Богумиле Грабале
#777
. . . Богумил Грабал родился 28 марта 1914 года в Брно. В 1919 году его отчиму предлагают место директора пивоварни в Нимбурке, и вся семья переезжает в этот небольшой город. Спустя пять лет в жизни будущего писателя появляется дядюшка Пепин, брат отчима, который селится в их доме… сначала на несколько дней, а потом — навсегда. (Впоследствии это событие нашло отражение во многих произведениях Грабала, а сам дядя Пепин стал прототипом одного из наиболее ярких персонажей зрелой грабаловской прозы.)
. . . После окончания нимбуркской гимназии в 1935 году Грабал поступает на юридический факультет Карлова университета в Праге, но учебе там мешают война и фашистская оккупация Чехии. Юноша вынужден вернуться домой, в Нимбурк, где он становится подсобным рабочим на железнодорожной станции, а потом «дорастает» до должности дежурного по станции. Но университет Грабал все же заканчивает — в 1946 году. Впрочем, получив диплом правоведа, трудился он затем совсем не по специальности. Ему пришлось побывать и страховым агентом, и коммивояжером, и металлургом (на сталелитейном заводе в Кладно), и упаковщиком макулатуры в пункте утильсырья, и рабочим сцены.
. . . Писать Грабал стал еще в конце 30-х годов. Он подпал тогда под обаяние и влияние Иржи Коларжа — чешского поэта и художника, который позже прославился на весь мир, а в то время был хотя и начинающим, но уже авторитетным мастером слова и коллажа. В годы войны в Праге возникла знаменитая «Группа 42», сюрреалистическая поэтика которой была близка и Коларжу (ее активному члену), и Грабалу. Именно тогда появляется цикл лирических стихотворений Грабала, навеянный нимбуркским периодом его жизни. Но в 1948 году по Чехословакии прокатывается волна национализации, типографию, где уже был набран поэтический сборник «Потерянная улочка», закрывают, набор рассыпают. Та же участь постигает в 1959 году и первый прозаический сборник писателя — «Жаворонок на нити», который коммунистические власти страны посчитали опасным и подрывающим устои социализма. Лишь спустя четыре года Грабал дожидается наконец выхода своей первой книги — сборника рассказов «Жемчужинка на дне» (по которому вскоре был снят одноименный фильм, где в эпизодах появляется сам писатель)
. . . В 60-е годы Грабал впервые смог полностью посвятить себя литературному труду (его признали работником искусства и начали выплачивать денежное пособие; также ему полагалась пенсия по инвалидности, так как во время работы на сталелитейном заводе Грабал получил производственную травму). С первой книгой к сорокадевятилетнему автору приходит и читательская любовь. В следующем году появляются на свет «Пабители» и «Уроки танцев для пожилых и продолжающих», а в 1965 году опубликована одна из самых знаменитых повестей Грабала — «Поезда особого назначения». Это произведение принесло чешскому писателю международное признание: мало того, что книга была замечена зарубежными критиками и высоко оценена ими, так еще и фильм, снятый по повести Грабала известнейшим режиссером Иржи Менцелем, получил в 1966 году «Оскара» как лучший зарубежный фильм!
. . . После вторжения в страну войск Варшавского договора Грабал немедленно попадает в опалу. Его произведения запрещаются и уничтожаются (тиражи двух книг — философско-эссеистские «Домашние задания» и сборник рассказов «Бутоны» были пущены под нож). Незадолго до этого на полку спецхрана на целых двадцать лет попал художественный фильм Иржи Менцела «Жаворонки на нити» (1969), снятый по мотивам прозы Грабала. Большая часть новых произведений, созданных в 1970–80-е годы («Городок, где остановилось время», «Нежный варвар», «Я обслуживал английского короля», «Слишком шумное одиночество», автобиографическая трилогия «Свадьбы в доме», «Vita nuova», «Разрывы»), приходит к читателю лишь благодаря эмигрантским изданиям и самиздату. В тогдашней Чехословакии печатаются только некоторые книги писателя — со значительными сокращениями, осуществленными официальными цензорами, редакторами и самим автором (за что Грабала серьезно критиковала чешская интеллигенция).
. . . После падения коммунистического режима Богумил Грабал вновь становится одним из наиболее читаемых и публикуемых авторов не только в Чехии, но и за ее пределами. За свою литературную деятельность Грабал удостоился многих международных премий и званий, одно из которых — почетный титул Французской Республики «Рыцарь литературы и искусства»; в 1994 году писатель был выдвинут на соискание Нобелевской премии в области литературы. В том же 1994 году во время официального визита в Чехию американского президента Билла Клинтона в самой обычной пражской пивной «У золотого тигра» произошла встреча двух президентов — Билла Клинтона и Вацлава Гавела — с Богумилом Грабалом. Место было выбрано исключительно по желанию третьей стороны: это было любимое заведение писателя, и он, отказавшись встречаться с Клинтоном в Пражском Граде, пригласил его на свою «территорию». Спустя два года Вацлав Гавел вручил восьмидесятидвухлетнему Грабалу медаль «За заслуги».
. . . На творческую манеру Б. Грабала оказали влияние несколько писателей и философов. Это, вне всякого сомнения, чешский мыслитель и литератор Ладислав Клима, затем галичанин Бруно Шульц — человек трагической судьбы, одаренный рисовальщик и рассказчик, автор знаменитой «Коричной лавки», а также, разумеется, Исаак Бабель и «трое хулиганов» (слова самого Грабала!): Есенин, Шукшин и Высоцкий.
. . . А еще Грабал любил джойссовского «Улисса», которого называл своей личной Библией, «Процесс» Кафки, «Швейка» Гашека, книги Достоевского, русские стихи…
.БиблиографияZtracená ulička (1948)
О чём говорят люди /
Hovory lidí (1956)
Жаворонок на нити /
Skřivánek na niti (1959)
Жемчужина на дне /
Perlička na dne (1963)
Пабители /
Pábitelé (1964)
Уроки танцев для пожилых и продолжающих /
Taneční hodiny pro starší a pokročilé (1964)
Поезда особого назначения /
Ostře sledované vlaky (1965)
Объявление о продаже дома, в котором я уже не хочу жить /
Inzerát na dům, ve kterém už nechci bydlet (1965)
Kopretina (1965)
Автомат Свет /
Automat Svět (1966)
Toto město je ve společné péči obyvatel (1967)
Morytáty a legendy (1968)
Domácí úkoly (1970)
Poupata (1970)
Я обслуживал английского короля /
Obsluhoval jsem anglického krále (1971)
Нежный варвар /
Něžný barbar (1973)
Пострижение /
Postřižiny (1974)
Городок, где остановилось время /
Městečko, kde se zastavil čas (1974)
Слишком шумное одиночество /
Příliš hlučná samota (1977)
Праздники подснежников /
Slavnosti sněženek (1978)
Прекрасные мгновения печали /
Krasosmutnění (1979)
Миллионы Арлекина /
Harlekýnovy milióny (1981)
Kluby poezie (1981)
Domácí úkoly z pilnosti (1982)
Жизнь без смокинга /
Život bez smokingu (1986)
Свадьбы в доме /
Svatby v domě (1986)
Vita nuova (1986)
Прогалины /
Proluky (1986)
Kličky na kapesníku (1987)
Ноябрьский ураган /
Listopadový uragán (1990)
Волшебная флейта /
Kouzelná flétna (1990)
Ponorné říčky (1991)
Кавалер розы /
Růžový kavalír (1991)
Aurora na mělčině (1992)
Večerníčky pro Cassia (1993)
Atomová mašina značky Perkeo (1991)
Bambino di Praga; Barvotisky; Krásná Poldi (1990)
Básnění (1991)
Bibliografie dodatky rejstříky (1997)
Buďte tak hodná, vytáhněte rolety: výbor z milostné korespondence (1999)
Chcete vidět Zlatou Prahu?: výbor z povídek (1989)
Já si vzpomínám jen a jen na slunečné dny (1998)
.Экранизации произведений Богумила Грабала1964 —
«Fádní odpoledne» (к/м, реж. Иван Пассер)
1965 — «Жемчужинки на дне» (
«Perlicky na dne») (реж. Вера Хитилова, Яромил Иреш, Иржи Менцель, Ян Немец, Эвальд Шорм)
1965 —
«Sberné surovosti» (с/м, реж. Юрай Герц) — не вошедшая в киноальманах «Жемчужинки на дне» новелла по повести «Барон Мюнхгаузен».
1966 — «Поезда особого назначения» (
«Ostře sledované vlaky») (реж. Иржи Менцель)
1969 — «Жаворонки на нити» (
«Skrivánci na niti») (реж. Иржи Менцель)
1980 — «Пострижение» / «В старые добрые времена» (
«Postriziny») (реж. Иржи Менцель)
1981 —
«Morská panna» (к/м, реж. Magdaléna Príhodová)
1983 — «Праздник подснежников» (
«Slavnosti snezenek») (реж. Иржи Менцель)
1990 — «Нежный варвар» (
«Nezny barbar») (реж. Петр Колиха)
1991 —
«Tanecní hodiny pro starsí a pokrocilé» (т/в, реж. Eduard Sedlar)
1993 — «Ангельские очи» (
«Andělské oči») (реж. Душан Клейн) — по повести «Bambini di Praga».
1995 — «Слишком шумное одиночество» (
«Une trop bruyante solitude») (реж. Véra Caïs)
2006 — «Я обслуживал английского короля» (
«Obsluhoval jsem anglického krále») (реж. Иржи Менцель)
2007 — «Слишком шумное одиночество» (
«Too Loud a Solitude») (м/ф, реж. Женевьева Андерсон)
2017 — «Прекрасные мгновения печали» (
«Krasosmutnení») (реж. Иржи Вейделек)