.
. ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ГОЛЯВКИН (31 августа 1929, Баку — 24 июля 2001, Санкт-Петербург) — русский советский писатель, художник.
.Детство и отрочество Виктора ГолявкинаОтец его, Владимир Сергеевич, работал преподавателем музыки, поэтому совершенно понятно, что Виктор и два его младших брата воспитывались на лучших музыкальных образцах мировой классики и сами готовились к музыкальной карьере.
В семье Голявкиных часто бывали гости, коллеги-отца, музыканты. Одна из таких встреч подтолкнула Виктора к тому, чтобы взять карандаш и нарисовать шаржи-карикатуры на пришедших. К счастью, отец поддержал увлечение старшего сына рисованием, и направил энергию подростка в правильное русло.
Владимир Сергеевич подарил Виктору книгу, посвященную живописи, которую тот прочитал запоем. И с того момента он уже сам скупал всю попадающуюся литературу по теме, кроме того, сам постоянно занимался рисованием, оттачивая свое мастерство.
.Юношеские годыПродолжить образование Виктор Сергеевич решил в художественном училище. Непонятно, почему он выбрал город Самарканд для учебы, возможно, чтобы почувствовать себя самостоятельным. Вместе со всем училищем он переезжает сначала в Ташкент, затем в город Сталинабад (сегодня – Душанбе).
Искусство Востока и Азии оставляет глубокий след в душе юного художника, но для продолжения образования он выбирает Академию художеств, находящуюся в Ленинграде, городе с шикарной западноевропейской архитектурой, множеством музеев и галерей.
.Начало литературной деятельности ГолявкинаТалант Голявкина проявляется не только в рисовании, он открывает литературный дар, рождаются первые маленькие рассказы. Они совершенно не вписываются в стиль советской «взрослой» литературы, но хорошо принимаются подрастающим поколением.
Журналы «Костер» и «Мурзилка» становятся стартовой площадкой для будущего писателя, количество рассказов увеличивается. В 1959 году появляется на свет его первая книга «Тетрадки под дождем», куда вошли рассказы для детей и юношества.
Как отмечала Мариэтта Чудакова, один из лучших литературных критиков, проза для детей находится в своеобразной «экологической нише», которую каким-то не затрагивала литература соцреализма. Именно поэтому в русской советской литературе для детей и юношества можно было писать честно, искренне, без фальши. Так, как это умел делать писатель Виктор Голявкин.
.Особенности творческой манеры писателяВиктор Сергеевич отлично понимал, что преодолеть сопротивление официальных критиков ему не по силам, поэтому и не решался браться за эпические развернутые произведения. В его творческом багаже рассказы, очень короткие, емкие, наполненные юмором и иронией. Они напоминают мгновенные художественные зарисовки, но в каждом есть идея, которая талантливо раскрывается автором.
Литература для взрослых по-прежнему не может пробиться к массовому читателю через бюрократические и идеологические препоны. Зато самиздат на ура принимает опусы Виктора Голявкина, Александр Гинзбург публикует их в 1960 году в журнале «Синтаксис». «Юбилейная речь» — такое название имел один из рассказов писателя, который едва не стоил автору свободы. Это произведение было напечатано в журнале «Аврора» (№ 12, 1981 год), в разделе юмор.
По иронии судьбы, в декабре того же года весь Советский Союз готовился отмечать 75-летие главы государства, дорогого Леонида Ильича. В своем рассказе «Юбилейная речь» Виктор Голявкин тонко иронизировал по поводу любых речей в честь именинников и славных дат, и вовсе не думал, что будут проведены такие аналогии. Появление рассказа в литературных кругах тут же получило определение «второго залпа Авроры» по силе воздействия на читателя. Для официальных властей он словно красная тряпка для быка в корриде. Срочно были приняты меры, журнал изъяли, главного редактора и ответственного секретаря уволили. Самому Виктору Голявкину на долгие годы в официальных изданиях включили красный свет.
.Последние годы ГолявкинаК сожалению, многие из произведений, написанных в ранние годы творчества, были опубликованы только после перестройки, когда автор находился в преклонном возрасте. В 2000 году вышла книга Голявкина «Знакомое лицо». На ее обложке рисунок самого автора, название картины «Дети строят в песке». Однако книга адресована взрослым читателям и получила замечательные рецензии, в одной из них писателя даже назвали «живым классиком». Скорее всего, он был знаком с этой рецензией и иронизировал по поводу такой оценки собственной персоны.
Земной путь Виктора Голявкина прервался 24 июля 2001 года, этот талантливый человек был похоронен на Комаровском поселковом кладбище.
.КнигиТетрадки под дождем. Л., 1959.
Мой добрый папа: Повесть. — Л.: Детская литература, 1964. — 96 с.
Привет вам, птицы. — Л., 1969. — 96 с. Рассказы.
Полосы на окнах. — Л.: Детская литература, 1972. — 96 с.
Удивительные дети. — М. Детская литература., 1972. — 192 с., Л. Детская литература., 1979. — 253 с.
Арфа и бокс: Роман. — Л.: Советский писатель, 1969; 1979. — 288; 256 с.
Этот мальчик: Повесть.— Л.: Детская литература, 1980. — 93 с. ил. рис. автора
Я жду Вас всегда с интересом: Рассказы. — М.: Современник, 1980. — 272 с.
Большие скорости: Роман, рассказы. — Л.: Советский писатель, 1988. — 512 с.
Избранное. — Л.: Детская литература, 1989. — 511 с. ил. рис. автора
Любовь и зеркало: Рассказы. — Л.: ЛИО «Редактор», 1991. — 272 с.
Разрешите пройти. Л., 1992.
Болтуны. М., 1999.
Всё будет неплохо. — СПб.: Петербургский Писатель, 2000. — 304 с.
Знакомое лицо: Рассказы. — СПб.: Азбука-Классика, 2000. — 384 с. Сост. Е.Перемышлев.
Избранное. — М.: Аст, Астрель, 2002. Составитель Л.Бубнова.
Избранные. — М.: Зебра Е, 2004. — 656 с