Из команд хард-рока 70-х, наверное, одной из самых странных, непонятных и противоречивых. Кто-то считает их музыку неказистой, невзрачной, а успех группы объясняет одним шальным хитом "Don't Fear the Reaper"... Другие возвели вокруг "Устриц" своеобразный культ, называют их чуть ли не "американским ответом Black Sabbath" и рисуют "лого" группы, значок "кронос", на всех близлежащих стенах. Правда, стенах, как правило, американских — у нас группа известна весьма слабо.
Дело было в конце 60-х в Нью-Йорке. Первая "инкарнация" наших героев звалась "Soft White Underbelly". Ядром коллектива стали Дональд Роузер (Donald Roeser, гитара) и Альберт Бучард (Albert Bouchard, ударные) из Нью-Йорка, до того игравшие в ряде местных коллективов. Укомплектовав состав, музыканты выступали на нью-йоркских институтских вечеринках и в пивнушках города. Группа в конце концов распалась, но в итоге оба героя решили забросить учебу и заняться музыкой в полную силу.
Как-то раз, выступая с местными дарованиями, Дональд повстречал Сэнди Пёрлмана (Sandy Pearlman). Колоритный персонаж, рок-энтузиаст, журналист и соавтор "культового" журнала о рок-культуре "Crawdaddy!", Сэнди присматривался к местной сцене, занимался организацией концертов и подыскивал группу, которой ему было бы интересно заниматься.
Тем временем к музыкантам присоединяются клавишник Аллен Лэйнир (Allen Lanier), басист Энди Уинтерс и гитарист Джон Уайзенталь (Wiesenthal). Последний учился в институте вместе с Перлманом, и выбор Сэнди команды для реализации своих планов был решен. Он придумывает для группы название "Soft White Underbelly" и обеспечивает им серию интересных концертов (в т.ч. с Мадди Уотерсом и Grateful Dead!). В ходе выступлений группа понимает, что нужен "свободный" вокалист — к микрофону приглашается Лес Браунштейн, прославившийся тогда как автор одной из песен коллектива Peter, Paul & Mary. Поначалу он просто "зависал" у группы на репетициях, пытался подпевать, импровизировать — как видно, небезуспешно.
Осенью 68-го на один из концертов зашел президент Elektra Records Джек Холцман, и тут же был подписан контракт. Аванс потратили на закупку техники, и в начале 69-го группа засела за запись. По иронии судьбы, продавцом аппаратуры выступил Эрик Блум (Eric Bloom), будущий певец группы! Что же случилось с Браунштейном? Просто в студии выяснилось, что взгляды его и остальных на музыку настолько различны, что играть вместе абсолютно бессмысленно. Не без скандала он покинул коллектив, а на его место приглашен Эрик, уже успевший подружиться с группой. Некоторое подобие скандала было и на Elektra. Они-то думали сделать из Браунштейна "ответ Западного Побережья Джиму Моррисону", а тут такая незадача. Фирму удалось-таки уговорить, и работа была продолжена. Правда, уже под названием "Stalk-Forrest Group". Изменился и стиль группы — от психоделики к жесткому рок-н-роллу. Шел февраль 70-го. Тогда же Пёрлман загорелся идеей дать каждому участнику сценические имена. Музыканты с негодованием их отвергли, за одним исключением — Дональд Роузер стал отныне Баком Дарма (Buck Dharma).
Когда альбом был записан, Elektra успела потерять к команде интерес и разорвала контракт. В то же время из группы "за несерьезное отношение к делу" уволен басист, а на смену ему пригласили брата Альберта Бучарда, Джо. Неунывающие музыканты продолжали активно выступать, и на одной из вечеринок какой-то случайно зашедший гуляка был столь впечатлен музыкой группы, что любезно позволил им записать на своей восьмидорожечной студии демо. Благодаря ему (и неугомонному Сэнди Перлману) группа попадает на прослушивание к президенту Columbia Клайву Дэвису. Наконец — успех, контракт, а попутно — и новое имя, Blue Oyster Cult, данное группе понятно кем. Поначалу ребята роптали, но потом свыклись и пошли писать дебютный диск.
В январе 72-го альбом попадает на прилавки. Пресса с подачи Перлмана вовсю шумела о новой перспективной группе, вещь "Cities on Flame" попадает в чарты Нью-Йоркского радио. Словом, продажи лэйбл отнюдь не разочаровали. А обложка диска дала команде их символ "кронос" – как бы комбинацию креста и знака вопроса. Базирующийся на астрономическом знаке, обозначающем планету Сатурн, знак этот — мрачный, дающий массу ассоциаций с мифологией, алхимией и прочей "эзотерикой"- мгновенно врезается в память и отлично сочетается с музыкой группы
Blue Oyster Cult отправились в турне, где и пребывали почти непрерывно следующие два года. Даже материал к следующему диску писался в дороге. Группа набиралась опыта концертов на больших трибунах, а компанию им составляли, кроме прочих, Элис Купер и... Mahavishnu Orchestra. Альбом "Tyranny and Mutation" оказался жестче, агрессивнее и мрачнее предшествующего. Боссы "Columbia" были рады и начали уже поговаривать о появлении "американского Блэк Саббат", но не тут-то было. Третий диск сочинялся не "в складчину", как в былые дни, а по отдельности. Музыка стала легче, светлее, группа задалась целью сделать вещи более эмоциональными... "Secret Treaties" (74), как говорят, стал среди фэнов самым любимым, а лэйбл постарался закрепить успех двойным концертником “On Your Feet or On Your Knees”. Намеренно "нечищенная" в студии запись показывает энергетику выступления группы.
К следующему альбому каждый из музыкантов был вооружен собственной четырехдорожечной декой, так что творческому началу было, где развернуться. Более всех отличился Бак Дарма, написавший бессмертный хит "Don't Fear the Reaper" (12-е место в чартах "Биллборд"). Пресса, ухватившись за название, стала упрекать BOC в пропаганде... суицида. "Смысл вещи в том, что любовь остается и за последней чертой...", — пытался объяснить ее автор Бак Дарма. Альбом "Agents of Fortune" (76) принес Blue Oyster Cult первое "золото", и музыканты внезапно превратились из локальных героев в звезд стадионного масштаба. Обложки "Hit Parader", "Creem" и "Rock Scene" принадлежали в тот год им.
Чтобы держать марку, группа приберегла для пришедших на концерты фэнов сюрприз — световое лазерное шоу. BOC воспользовались сверхновой на тот момент технологией одними из первых среди музыкантов — как следствие, все шишки попадали на головы именно им. Мало того, что сложная техника все время ломалась, транспортировка ее стоила немалых денег, так еще и какая-то комиссия от властей, в ответ на жалобы тех, кому лазер "засветил" прямо в глаз, послала своих агентов на концерты. Агенты меряли, зачитывали всем правила – в общем, совали нос куда угодно. Подумав хорошенько, BOC решили продать дорогостоящую игрушку другим рок-авантюристам...
А затем после долгого-долгого турне перед нашими героями встала сверхтрудная задача — сделать следующий альбом не менее успешным. Как водится, великие усилия принесли средние результаты. Один скромный хит "Godzilla" не сделал “Spectres” таким же удачным. Да и старые фэны поспешили обвинить группу в излишней мягкости.
"Было бы неплохо, чтобы "Godzilla" звучал в фильме Эммериха хотя бы просто у кого-нибудь из динамиков...", — мечтал Бак Дарма в одном из недавних интервью. "Но он не сделал этого – вот почему фильм вышел таким никудышным!", — смеется гитарист.
Затем последовал концертный “Some Enchanted Evening” и "студийник" "Mirrors". Смена продюсера (до сих пор им являлся Перлман) привела к плачевным результатам — диск провалился. Во многом потому, что над музыкантами довлела цель — во что бы то ни стало записать очередной хит.
Но это был отнюдь не конец. Устроившийся менеджером еще и в Black Sabbath, ничуть не обидившийся Сэнди привел за микшерский пульт знаменитейшего Мартина Бёрча. Записанный с его помощью “Cultösaurus Erectus” (80) вновь задобрил как критиков, так и фэнов. На сей раз целью BOC была просто запись того, что у них выходит лучше всего — драйвового тяжелого рока. Альбом достиг 14 места в британских чартах, и Пёрлман отправляет подопечных в турне с Black Sabbath.
Наверняка многим фэнам "Саббат" известна "видеокнижка" "Black and Blue", в которой песни этих двух групп идут одна за другой. (И многие сильно ругаются по этой причине!) Хэдлайнерами же были по очереди. Ночь — "Саббат", ночь — BOC. Следующий диск, "Fire of Unknown Origin", стал продуктом работы группы над саундтрэком к фильму “Heavy Metal” (в фильме использована была лишь вещь “Veteran of the Psychic Wars”).
А затем в команде начались проблемы. Сначала оказался уволен Альберт Бучард — за неподобающее поведение. Так, пару раз он опоздал на концерты, и заменять его пришлось светотехнику Рику Дауни! Рик и стал в конце концов новым барабанщиком... Альберт же впоследствии пытался вернуться в группу, но отношения были уже крепко испорчены. С тех пор талантливый барабанщик работает соло под именем Brain Surgeons и выпустил немало альбомов на своем собственном лэйбле. А тогда, после увольнения, Альберт засел за сольный проект Пёрлмана "Imaginos". Диску этому суждено было, как ни странно, оказаться перезаписанным и выйти под именем Blue Oyster Cult
только в 88-м, но это детали. Сольник сваял и Бак Дарма — звался он “Flat Out” и остался практически без поддержки лэйбла. Видно было, что интерес Columbia к команде начал иссякать.
Альбом “Revolution by Night” (84) был еще "на уровне" и вполне нравился самой группе, но затем уходит Аллен Лэйнир. Записанный с парой "новобранцев" "Club Ninja" не вызвал теплых чувств ни у фэнов, ни у самих BOC. После германского турне команду покидает Джо Бучард, и ветеранов остается двое... Самое время "закрыть лавочку"?
Так и сделали. Но не тут-то было. "Нам предложили выступить в Афинах", — вспоминает Бак Дарма, — "Мы ни разу не были в Греции. Аллен в то время ушел из группы, но как раз тогда он читал Гомеровскую "Одиссею", и с предложением съездить в Грецию сразу согласился. Мы побывали там, всем все понравилось и дела потихоньку вновь пошли на лад. Очень скоро мы снова давали по 120 концертов в год!".
Но на "официальном фронте" дела у группы совсем заглохли. После выхода "Imaginos" лэйбл Columbia практически не занимался его продвижением, и вскоре решил избавиться от "рок-динозавров".
Наступил долгий-долгий период "вечных турне", когда десять (!) лет Blue Oyster Cult существовали вообще без контракта, не записывали альбомов (не считая нескольких песен к саундтрэкам). В то же время Columbia не забывала с завидной регулярностью штамповать "Best of..." и переиздания старых альбомов!
Ударники часто менялись — среди них были Chuck Burgi, John Micelli, John O'Reilly, а остановились ВОС на Бобби Рондинелли, который теперь стал уже официальным участником группы. (Заметим, что все эти барабанщики играли когда-либо с Блэкмором! А Рондинелли — еще и в Black Sabbath, правда, не тогда, когда BOC были с ними в турне, а гораздо позже, в 94-м). Басистом с 95-го является Дэнни Миранда, земляк ветеранов — он тоже обитатель Лонг-Айленда.
Просвет наступил в конце 90-х. CMC Records предложили группе контракт, и в 98-м выходит очень тепло встреченный и прессой, и фэнами "Heaven Forbid". О Blue Oyster Cult снова начали говорить даже те, кто думал, что группа распалась где-то в середине 80-х. (Что, как мы уже знаем, неправда). И, наконец, воодушевленные успехом, "Устрицы" записывают второй после "возврата" альбом, "Curse of the Hidden Mirror".
В сочинении вещей приняли участие все музыканты.
"Большая часть материала написана в начале 2000-го, но кое-что сочинялось многие годы назад. Просто прежде мы не могли придать вещам подходящие аранжировки, а сейчас это удалось", — рассказывает Эрик Блум, — "Я написал "Showtime" в 79-м, а "Stone of Love" Бака Дармы — из 83-го, времен "Revolution by Night". Большая заслуга Дэнни и Бобби в том, что они "воскресили" эти песни. А Бобби сыграл важную роль во всех аранжировках".
"Мы репетировали просто до упаду, фактически два месяца подряд. Часть новых вещей сочинена как раз на репетициях. Обычно все происходит так — Бак и я приходим чуть раньше и принимаемся за песни. Предлагаем то, другое, спрашиваем друг друга — "а что если так?" "The Old Gods Return" — пример такого подхода. Мы давненько так не работали", — продолжает Блум.
Интересное изменение — и в текстах. Часть их написал известный автор научной фантастики Джон Ширли (известный как автор сценария к фильму "The Crow"). А вот в музыке сюрпризов нет. И слава Богу. После множества экспериментов музыканты осознали, что старый добрый хард-рок — лучший для них стиль.
"Мы поняли, что ВОС — группа классического рока. Это мы, это то, что у нас лучше всего выходит, и такими нас все знают", — утверждает Бак Дарма, — "В случае с "Curse..." мы сознательно хотели записать рок-альбом и добивались того, чтобы звучать именно как Blue Oyster Cult
. Ведь, к примеру, когда вы слышите Led Zeppelin или The Who, вы же сразу узнаёте, кто это, правда?".
Музыканты с радостью отмечают свою творческую свободу. "Теперь мы делаем то, что хотим. Нам не приходится работать до упаду — у каждого есть семья... Нам нужен баланс — с одной стороны, мы зарабатываем деньги, с другой — должна быть еще какая-то жизнь кроме этого. В "золотые денечки" все, чем мы занимались — турне, запись, турне, запись... Девять месяцев в году мы были в турне!", — продолжает свой рассказ Бак, — "Нам просто повезло тогда. Мы предавались излишествам, но, видимо, в них не было ничего фатального. Это жизнь — либо ты хоть чуть-чуть думаешь головой, либо отбрасываешь коньки."
"В то время, как другие команды пьют и употребляют кокаин, Blue Oyster Cult сидят в интернете", — смеется Эрик Блум. "Да, это сущая правда", — подтверждает Бак, — "У нас есть ноутбуки. По крайней мере, у меня, Эрика и Дэнни. Аллен же до сих пор не добрался до интернета... У него есть компьютер, но он еще не подключен к сети".
Лучшим подтверждением сетевой активности команды служит их официальный сайт
www.blueoystercult.com, с которого и почерпнута большая часть информации для этой статьи... Рекомендую сходить туда и вам — благо помимо множества фото и интервью вы сможете найти там и скачать отрывки песен с нового альбома. Главное, не бойтесь "Рипера"!