© Симон,
MusicBox №37, 04.06.2006
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Писать о британской супергруппе ASIA сложно и в то же время интересно. Именно это обстоятельство и подтолкнуло меня к созданию статьи об этом коллективе. С одной стороны, авторитетные имена легендарных музыкантов, вызывающие священный трепет у любителей серьёзного рока, – Стив Хоу, Джон Уэттон, Карл Палмер, Джефф Даунс и др., а с другой – явно коммерческий характер их музыки делают задачу объективного освещения творчества ASIA практически невыполнимой. Тем не менее постараюсь, насколько это вообще возможно, избежать в дальнейшем каких-либо субъективных оценок и просто подробно рассказать историю этого ансамбля.
Итак, начало 80-х годов было далеко не самым лучшим временем для создания ещё одной супергруппы, ориентированной в своём творчестве на исполнение арт-рока, а недолговечная история их предшественников UK наглядно это продемонстрировала. Два замечательных студийных альбома, выпущенные этим коллективом, поставили жирную точку в эпохе классического британского арт-рока, а надежды на кратковременность отхода от канонов рока, произошедшего во второй половине 70-х годов, к сожалению, не оправдались. Золотые времена KING CRIMSON, ELP, YES и GENESIS безвозвратно ушли, а на смену рок-классикам пришло новое поколение молодых и дерзких бунтарей, ниспровергающих всё, что когда-то казалось незыблемым и вечным. Вместо плачущих гитар Хендрикса (Jimi Hendrix) и Блэкмора (Ritchie Blackmore), рычащего Hammond-органа Лорда (Jon Lord) и Эмерсона (Keith Emerson), безумных барабанных трелей Бонэма (John Bonham) и Муна (Keith Moon), вокала на грани срыва Планта (Robert Plant) и Гиллана (Jan Gillan) в моду вошли бездушные электронные ударные, простенькие гитары, синтетические клавишные и бесполые голоса. Но далеко не все музыканты были готовы смириться с этим.
После распада супергруппы UK один из её организаторов, знаменитый басист и вокалист Джон Кеннет Уэттон (John Kenneth Wetton, р. 12 июня 1949 года, Дерби), переигравший в целой когорте легендарных коллективов – таких, как FAMILY, ROXY MUSIC, KING CRIMSON, URIAH HEEP, выпустив два сольных альбома "Jack-Knife" (1979) и "Caught in the Crossfire" (1980), осенью 1980 года стал членом ещё одного знаменитого британского коллектива WISHBONE ASH и принял участие в записи далеко не самого удачного их альбома "Number the Brave" (1981). Но Уэттон не слишком вписывался в состав WISHBONE ASH, где не мог полностью реализовать свои творческие амбиции – ему давно хотелось собрать собственную группу.
И вот в январе 1981 года менеджер Брайан Лэйн (Brian Lane) предложил Уэттону в компаньоны выходца из легендарных YES, замечательного английского гитариста Стивена Джеймса Хоу (Stephen James Howe, р. 8 апреля 1948 года, Северный Лондон), неудовлетворённого своими последними работами и в этот момент то же находящегося в творческом поиске. Хоу с радостью принял предложение Уэттона и решил попробовать себя в новом проекте, получившем, с лёгкой руки Лэйна, название ASIA.
Дополнили звёздный состав новой группы великолепный ударник Карл Палмер (Carl Palmer, р. 20 марта 1950 года, Бирмингем) – ветеран таких прославленных коллективов, как CRAZY WORLD OF ARTHUR BROWN, ATOMIC ROOSTER и ELP, а также молодой клавишник Джефф Даунс (Geoffrey Downes, р. 25 августа 1952 года, Стокпорт), начинавший свою карьеру вместе с Тревором Хорном (Trevor Horn – вокал, бас-гитара, гитара) в синти-поп дуэте BUGGLES, который прославился синглом
"Video Killed the Radio Star", возглавившим 20 октября 1979 года британский хит-парад. А в мае 1980 года оба участника дуэта BUGGLES влились в состав бывшей группы Стива Хоу YES, где продержались до апреля 1981 года.
Палмер же оказался в составе ASIA после того как с марта 1979 года по июнь 1980 года возглавлял собственную группу P.M., записавшую всего лишь один не слишком удачный альбом "1:P.M." (1980), соединивший хард-рок с элементами "новой волны". Разочарованный результатом Палмер распустил команду и был к тому времени абсолютно свободным от каких-либо контрактных обязательств.
Так волею судеб пересеклись пути этих прославленных музыкантов. Встретившись в одном из ресторанов и договорившись в общих чертах о будущем своего проекта, в августе 1981 года они приступили к подготовке музыкального материала и активным репетициям, а через два месяца отправились в Лос-Анджелес искать звукозаписывающую фирму, которая взяла бы "под своё крыло" группу, обречённую стать новой сенсацией в музыке. И в декабре того же года им удалось заключить контракт с американским лэйблом Geffen Records. Продюсером ASIA стал опытный мастер, ранее работавший с такими известными командами, как FOREIGNER, QUEEN и JOURNEY, Майк Стоун (Mike Stone).
Расчёт организаторов проекта был абсолютно верным – известие об образовании коллектива, в составе которого собралось столько звёзд, стало долгожданным событием не только для многих поклонников этих музыкантов, но и для всех любителей старого доброго рока. Внутри группы тоже поначалу всё складывалось удачно. Молодой и талантливый клавишник Джефф Даунс для опытного ветерана Джона Уэттона оказался прекрасным партнёром и соавтором – вместе они написали немало интересного материала, часть которого вошла в одноимённый дебютный альбом квартета, записанный за пять месяцев в лондонской студии Townhouse и появившийся на прилавках музыкальных магазинов в апреле 1982 года.
Всё было настолько точно рассчитано и мастерски исполнено, что альбом "
Asia" с его привлекательными композициями и тщательно выверенными мелодическими решениями ещё до своего появления на прилавках музыкальных магазинов получил "платиновый" статус – только за счёт предварительных заказов. 15 мая 1982 года он на 8 недель возглавил хит-парад США, а на родине музыкантов, в Великобритании, 10 апреля 1982 года поднялся на 11-е место, продержавшись в чартах 38 недель!
Кроме того, этот альбом стал наиболее продаваемым диском года в США, разойдясь тиражом более 2-х миллионов экземпляров, а также получил пятикратный "платиновый" статус в Канаде и "золотые" сертификаты во многих странах мира. Следует заметить, что над обложкой этого диска ASIA, как и двух последующих, трудился знаменитый художник Роджер Дин (Roger Dean), оформлявший альбомы YES, URIAH HEEP и многих других известных коллективов. На обложке альбома был изображён несущийся по волнам морской дракон, являющийся в древних восточных культурах символом Мудрости, Совершенства, а также духовного Возрождения и Бессмертия.
Что же касается самой музыки группы, то это был несколько утяжелённый мелодичный арт-рок, рассчитанный на массового слушателя. Однако некоторая стерильность композиций в сочетании с технической безупречностью исполнения вызвали критику в адрес музыкантов в коммерческой направленности их творчества. Но то, за что критики упрекали коллектив, по достоинству оценили диджеи и радиослушатели – песни этого альбома пользовались на музыкальных радиостанциях огромной популярностью, и очень скоро ASIA смогла добиться успеха мирового масштаба.
Главный хит диска –
"Heat of the Moment", выпущенный в виде сингла в июле 1982 года, поднялся на 4-е место в Штатах и на 46-е в Англии, где продержался 5 недель. Одновременно с этим вышел и видеоклип на эту композицию. Второй сингл
"Only Time Will Tell" попал на 17-е место таблиц популярности американского журнала Billboard и на 54-е в Великобритании, где находился в течение 3-х недель.
С большим успехом прошло и первое мировое турне ансамбля, последовавшее вскоре после выхода пластинки. Концертные выступления были наиболее сильной стороной коллектива – давал о себе знать многолетний опыт участников группы, но времена изменились, и ветераны рок-сцены должны были теперь не просто хорошо выступать, а завоёвывать сердца молодежной аудитории начала 80-х годов, что было очень непросто. К тому же, тогда у музыкантов имелся материал всего лишь на 45 минут живого выступления. Чтобы как-то заполнить время концертов в них были добавлены индивидуальные соло музыкантов, а также некоторые номера, написанные для следующего альбома.
Когда же осенью того же 1982 года группа вернулась с гастролей в Англию, все билеты на оба их концерта, которые должны были состояться на лондонском стадионе Уэмбли, были распроданы. Доход от продаж пластинок и билетов был таков, что музыкантам пришлось даже некоторое время пожить заграницей, чтобы избежать выплат огромных налогов, составляющих по британским законам 83% от заработка, если музыканты проводят на родине более 183 дней в году. Поэтому участники группы поселились в далёкой Канаде, в горном пригороде Монреаля, где занялись созданием песен для нового альбома.
Но если внешне казалось, что дела у ASIA идут неплохо, то внутри неё назревал конфликт. В процессе работы над вторым альбомом сформировался и композиторский тандем Даунс-Уэттон, которому принадлежала большая часть материала, тогда как на дебютном диске основным автором был Стив Хоу, сочинивший 5 из 9 его треков. В итоге самолюбие Хоу было сильно задето, и отношения между ним и Уэттоном дали серьёзную трещину. Недовольный таким поворотом дела, Джон Уэттон отказался ехать вместе с ASIA на европейские гастроли весной 1983 года, а его место в группе на это время занял бывший коллега Палмера по трио ELP – басист и вокалист Грег Лэйк (Greg Lake, р. 10 ноября 1947, Борнемут).
Второй альбом группы – "
Alpha", записанный в период с февраля по март 1983 года в канадской Le Studio (Квебек) и Manta Studio (Торонто) с участием вернувшегося Уэттона и звукорежиссёров Майка Стоуна (Mike Stone) и Пола Нортфилда (Paul Northfield), был издан в августе того же года и на этот раз оказался гораздо популярнее в Англии, нежели в США – 20 августа 1983 года он на целых 11 недель оккупировал 5-е место британских таблиц популярности (6-е место в США). Главным хитом альбома стала композиция
"Don't Cry", а вскоре на основе материала диска были выпущены и два видеоклипа
"Don't Cry" и
"The Smile Has Left Your Eyes". И хотя альбом "
Alpha" сильно уступал своему предшественнику и не смог подняться на вершины хит-парадов, тем не менее его успех был весьма значителен, так же, как и последующее мировое турне группы.
Но затишье, установившееся было в команде, нарушилось 10 сентября 1983 года, когда после концерта в Пайн Ноб в Детройте Джон Уэттон вновь неожиданно покинул коллектив. Причиной такого внезапного ухода явилось крайнее недовольство руководства звукозаписывающей компании Geffen и менеджмента группы тем, что альбом "
Alpha" не оправдал их ожиданий. Они настаивали на серьёзных кадровых перестановках в составе ASIA, и Уэттон не стал противиться этому. После ухода он занялся собственными проектами, первым из которых явился выпуск компиляции ранее написанного им материала "King's Road 1972-1980".
А 6 декабря 1983 года в Токио группа дала первый концерт "ASIA in Asia" с участием нового члена команды, ранее уже проверенного в деле Грега Лэйка. Это выступление транслировалось по MTV и передавалось 285 радиостанциями, однако запланированный промо-тур был отменён из-за того, что билеты на него продавались очень плохо. К тому же выбор Лэйка на роль вокалиста ASIA оказался не слишком удачным – его голос плохо подходил к репертуару группы. В результате и менеджмент ASIA, и руководство компании Geffen вскоре осознали, что погорячились с увольнением Уэттона и решили исправить эту ошибку. Через полгода после своего ухода Джон, поддавшись на уговоры, согласился вернуться в группу. А вскоре тандем Уэттон-Даунс снова подтвердил свою творческую монополию на создание материала для группы.
Отношения же между Уэттоном и Хоу по-прежнему оставались весьма напряжёнными, и в конце 1984 года группу теперь уже покинул Стив Хоу. Но покинув одну группу, Хоу тут же организовал другую. Вместе с гитаристом Стивом Хэкеттом (Steve Hackett, р. 12 февраля 1950, экс-GENESIS) он создал проект GTR, куда вошли талантливые музыканты – вокалист Макс Бэкон (Max Bacon, экс-MOBY DICK, NIGHTWING, BRONZ), бас-гитарист Фил Сполдинг (Phil Spalding), до этого игравший с Майком Олдфилдом (Mike Oldfield), и барабанщик Джонатан Мувер (Jonathan Mover, экс-MARILLION). В апреле 1986 года GTR выпустили дебютный одноимённый альбом, продюсером которого стал бывший коллега Хоу по YES и ASIA Джефф Даунс.
А в составе ASIA ушедшего Хоу заменил швейцарский гитарист Мэнди Мейер (Mandy Meyer), который в 1981-1982 годах играл в турне известной группы KROKUS и в американской хард-энд-хэви команде COBRA.
Все эти события произошли в самый разгар работы участников ASIA над третьей пластинкой, но пока они искали себе гитариста, пока репетировали с ним новый материал, выход диска надолго задержался. Альбом "
Astra" увидел свет лишь 14 декабря 1985 года и оказался настолько коммерчески провальным, что было принято решение отменить гастроли в его поддержку. Диск, записанный в лондонских студиях Westside, Sarm West и Townhouse всего лишь на одну неделю сумел пробиться на 68-ю строчку английских чартов.
Однако к этому времени всем стало ясно, что Мейер был просто не в состоянии заменить Хоу, а Уэттона и Даунса интересовали лишь итоги хит-парадов. И чем неинтереснее становилась музыка группы, тем более амбициозной и помпезной она была. Ярким примером этого является семиминутная композиция
"Rock and Roll Dream", записанная вместе с Королевским филармоническим оркестром под управлением Луиса Кларка (Louis Clark).
Но если публику можно было некоторое время "водить за нос", то долго обманывать себя музыканты не могли и, осознав, что ничего нового своим творчеством они сказать не в состоянии, в начале 1986 года приняли решение тихо разойтись. А напоследок в 1986 году в Японии ограниченным тиражом 20000 экземпляров был издан мини-альбом "
Aurora", содержащий композицию
"Too Late" из альбома "
Astra" и трёхсингловую сторону с песнями
"Ride Easy",
"Lying to Yourself" и
"Daylight" (все три были впоследствии изданы на сборниках "
The Very Best of Asia: Heat of the Moment (1982-1990)" (2000) и "
Gold" (2005), а последняя также и на "
The Definitive Collection" (2006)).
После распада ASIA её участники занимались своими сольными проектами. Но в 1987 году Джон Уэттон вместе с экс-гитаристом THIN LIZZY Скоттом Горэмом (Scott Gorham) и ударником Майклом Стёрджисом (Michael Sturgis) из 21 GUNS, с которыми он познакомился во время работы в суперпроекте PHENOMENA, а также с Джеффом Даунсом попытался возродить ASIA. Они записали две песни –
"Summer (Can't Last Too Long)" и
"Kari-Anne" и собирались на гастроли в Японию, но из-за возникших проблем с контрактом эта идея так и не была реализована, а записанные треки позже появились на последующих альбомах ASIA –
"Summer (Can't Last Too Long)" на "
Then & Now" (1990) и
"Kari-Anne" на "
Live in Moscow" (1991).
Оказавшийся в этот период не у дел Палмер вернулся в группу Кита Эмерсона (Keith Emerson), а Даунс в 1987 году на Geffen Records под вывеской GEOFFREY DOWNES & NEW DANCE ORCHESTRA записал свой первый сольный двойной инструментальный альбом "The Light Program". Затем в поисках нового партнёра в сентябре 1987 года он оказался на концерте группы PASSION, во время которого был настолько впечатлён игрой талантливого басиста и вокалиста Джона Пэйна (John Payne), что предложил ему сотрудничество в работе над своим новым альбомом. Вместе с ними в записи некоторых композиций альбома принял участие и бывший вокалист GTR Макс Бэкон. Но отсутствие постоянного состава и серьёзных перспектив привело к уходу Бэкона из группы. И хотя этот альянс так и не состоялся, тем не менее дружеские отношения и сотрудничество Даунса и Пэйна в дальнейшем продолжились, а многие записи того периода позже вошли в альбом ASIA "
Archiva" (1996).
Но к этому времени уже созрели практически все предпосылки к возвращению ASIA на сцену, и в конце 1989 года долгожданное воссоединение всё-таки произошло. А начался тот год с совместного мини-тура Джона Уэттона с группами BEACH BOYS и IT BITES. Его партнёром по ритм-секции в то время оказался старый приятель и бывший коллега Карл Палмер, но во время тура друзья неожиданно для себя поняли, что их поклонники ждут от них песен ASIA, и тогда они уговорили Джеффа Даунса реанимировать их некогда популярный коллектив. Новым же гитаристом группы стал Пэт Тролл (Pat Thrall, экс-AUTOMATIC MAN, HUGHES-THRALL BAND, PAT TRAVERS BAND).
Возрождённая ASIA заключила новый контракт с компанией Geffen, которая в честь этого события в 1990 году выпустила очередной альбом коллектива "
Then & Now", состоящий из подборки старого и нового материала из двух первых пластинок и одной композиции из третьего альбома –
"Voice of America". К сожалению, ни одна из четырёх новых песен альбома не оказалась по своей стилистике близкой ни к арт-року, ни к прогрессиву.
В поддержку диска "
Then & Now" ASIA провели триумфальные гастроли по Германии, Японии, Англии, России и Бразилии. В июне 1990 года музыканты группы дали концерт в Ноттингеме, запечатлённый на видеодиске "Andromeda", а летом 1991 года вышел спродюсированный самими участниками группы концертный альбом "
Live in Moscow", записанный 9 ноября 1990 года в Москве на стадионе "Олимпийский". Материал этого "живого" альбома включал в себя подборку проверенных временем известных композиций коллектива, среди которых была увеличенная по времени почти вдвое
"Heat of the Moment", а также инструментальные соло музыкантов. Большой интерес представляли и интерпретации таких вещей, как
"Starless" и
"Book of Saturday" KING CRIMSON и ранее не издававшаяся композиция
"Kari-Anne".
После окончания тура и выхода диска недовольный новым составом Джон Уэттон в который уже раз покинул группу, а вслед за ним из команды ушёл и Тролл.