#777АЙРОН БАТЕРФЛЯЙ (Iron Butterfly), американская рок-группа, музыка которой остается классическим образцом тяжелого рока 1960-х годов. Оригинальный состав группы появился на свет весной 1966 в Сан-Диего. Его собрал двадцатилетний клавишник и певец Даг Ингл (Doug Ingle, p. 9 сентября 1946, Омаха, Небраска), сын местного церковного органиста и хиппи в душе. Он получил хорошую музыкальную подготовку, однако с шестнадцати лет начал играть на танцах со школьной группой, барабанщиком которой был Рон Буши (Ron Bushy, p. 23 сентября 1945, Вашингтон, Колумбия).
В 1966 они под впечатлением от бурно расцветавшей вокруг психоделической стилистики решили заняться музыкой всерьез и организовали настоящую группу, в состав которой вошли местные музыканты Джерри Пенрод (Jerry Penrod, p. Сан-Диего; бас), Дэррил Де Лоуч (Darryl De Loach, p. Сан-Диего; вокал) и Дэнни Вайс (Denny Weis, p. Сан-Диего; барабаны). Название для группы придумал сам Ингл: «Мне хотелось найти имя, с которым можно было бы жить и быть крутым. А быть крутым, в нашем тогдашнем понимании, значило быть тяжелым, жестким, быть вместе не только музыкально, но и по-человечески. Одновременно это значило быть воздушно-легким, динамичным, переменчивым и оригинальным. Я перемешал эти понятия, получив в итоге что-то тяжелое, но симпатичное, а поскольку тема насекомых была тогда в топе, мы назвали себя IRON BUTTERFLY». В поисках работы они отправились в Лос-Анджелес, и уже вскоре устроились играть в клубе Bido Lito"s. Их длинные пьесы с тяжелым ритмом, замысловатыми соло и полными наивной мистики текстами быстро нашли путь к сердцам завсегдатаев кафе бульвара Сансет-Стрип. Признание выразилось в том, что IRON BUTTERFLY три недели подряд играли в легендарном Whiskey A Go Go, после чего получили трехмесячный ангажемент в чуть менее престижном The Galaxy.
Весной 1967 группа подписала контракт с компанией Atco, а в декабре того же года выпустила свой дебютный альбом Heavy. Пластинка пользовалась успехом и попала в Топ100 списков Billboard. Две песни IRON BUTTERFLY, Posessions и Unconcious Power, прозвучали в популярной ленте Ричарда Раша «Savage Seven» (вместе с номерами CREAM), позднее вышли на сингле, а летом 1968 были отмечены в чартах.
Хотя успех был налицо, известность IRON BUTTERFLY по-прежнему оставалась на местном уровне, поэтому в марте 1968 Де Лоуч, Вайс и Пенрод покинули группу; первый вернулся в Сан-Диего, а двое последних вскоре примкнули к затеянной продюсером DOORS Полом Ротшильдом супергруппе RHINOCEROS. Ингл и Буши тут же нашли замену — вакансии заняли Ли Дормен (Lee Dorman, p.19 сентября 1945, Сент-Луис; гитара, бас, фортепиано) и 18-летний виртуоз Эрик Кит Браунн (Erik Keith Braunn, p.11 августа 1950, Бостон; лидер-гитара, вокал).
Весной 1968 реорганизованные IRON BUTTERFLY с продюсером Джимом Хилтоном записали в голливудской студии Gold Star свой лучший альбом с загадочным названием «In-A-Gadda-Da-Vida. Первая сторона включала пять оригиналов Ингла и один Дормена-Браунна, а всю вторую заняла пьеса Ингла, давшая название самому альбому. Альбом имел успех: он провел в чартах в общей сложности 140 недель (из них 81 в Топ10), достиг 4-й строки, разошелся трехмиллионным тиражом. В августе 1968 группа IRON BUTTERFLY стала одной из главных звезд Ньюпортского поп-фестивале в Коста-Меса, Калифорнии, а в декабре побывала на трехдневном празднике мира и музыки в Майами.
Сокращенная до формата сингла версия In-A-Gadda-Da-Vida стала прообразом для множества клавишно-ориентированных групп АОР-рока, успешно поставляющих музыку для FM-радио с конца 70-х годов и до наших дней. Следующий альбом Ball вышел в феврале 1969, дословно повторил формулу In-A-Gadda-Da-Vida», достиг в списках даже 3-й отметки и стал «золотым». На этом полоса везения для IRON BUTTERFLY явно закончилась. Два взятых на синглы номера имели лишь символический успех: Soul Experience в марте была 75-й, а In The Time Of Our Lives в июле только 96-й. Хотя группа, как и прежде, пользовалась расположением американской публики и служила непременным украшением любого поп- или рок-фестиваля в стране.
В сентябре 1969 разочарованный и уставший Браунн покинул IRON BUTTERFLY и вскоре организовал собственную группу FLINTWHISTLE. В ее составе присутствовали двое бывших участников BUTTERFLY, Джерри Пенрод и Дэррил Де Лоуч, однако, добиться с ней успеха так и не сумел. Позже он нашел работу в редакторском отделе Atco и, в частности, открыл миру группу BLACK OAK ARKANSAS.
Его место в IRON BUTTERFLY занял Ларри «Райно» Райнхардт (Larry Rhino Reinhardt, p. 7 июля 1948, Флорида), который был дружен с братьями Оллмен, некоторое время жил и «джемовал» с ними, но по ряду причин не вошел в состав ALLMAN BROTHERS BAND. Они начали репетировать, но дело не шло на лад до тех пор, пока весной 1970 по рекомендации Ларри в BUTTERFLY не пришел Майк Пинера (Mike Pinera, p. 29 сентября 1948, Тамп, Флорида; певец и гитарист группы THE BLUES IMAGE), чей хит Ride Captain Ride только что появился в Топ5.
В мае вышел диск записанный еще прежним составом Iron Buterfly Live — вторую сторону диска занимала 20-минутная версия In-A-Gadda-Da-Vida. В чарте он поднялся до 20-й отметки. В августе 1970 Ингл со словами: «Надо меняться, чтобы остаться модным», представил аудитории первую работу нового состава группы, соответственно названный альбом Metamorphosis. Он, и верно, представил IRON BUTTERFLY с другой стороны и состоял из более традиционных, коротких и мелодичных номеров. Хотя критика восприняла эту работу скептически, слушатели явно придерживались другого мнения, что помогло ей подняться до 16-й позиции. Продюсировал Metamorphosis Ритчи Подолор. В ноябре 1970 сингл с песней Easy Rider (Let The Wind Pay The Way), которую IRON BUTTERFLY спели в одноименном фильме, поднялась в чарте до 66-й строки.
Весной 1971 группа совершила обширное европейское турне в компании с YES и была встречена гораздо теплее своих британских последователей, но последовавшее за этим турне по Америке оказалось их коммерческим фиаско и, обескураженная холодностью аудитории, группа решила самораспуститься. 27 мая 1971 группа IRON BUTTERFLY дали прощальный концерт.
Дормен и Райнхардт вскоре организовали новую группу CAPTAIN BEYOND, в которой пел экс-вокалист DEEP PURPLE Род Эванс, и выпустили два альбома; Пинера ушел в RAMATAM, а позднее играл с NEW CACTUS BAND, THEE IMAGE, Ким Карнз и Элисом Купером; Ингл и Буши вернулись домой и на длительное время покинули музыку. Музыка группы IRON BUTTERFLY, тем не менее, продолжала пользоваться успехом: In-A-Gadda-Da-Vida покинула списки популярности только весной 1971; в начале 1972 компания Atco издала компиляцию The Best Of Iron Butterfly: Evolution, а еще через год похожий бюджетный сборник Star Collection.
Все это подтолкнуло Эрика Браунна к идее реорганизовать группу. Даг Ингл наотрез отказался, Рон Буши принял предложение и в начале 1975 группа IRON BUTTERFLY, но в новом составе — Фил Крамер (Phil Kramer, p.12 июля 1952, Янгстауне, Огайо; бас) и Хоуард Райтс (Howard Reitzes, p. 22 марта 1951, Саутгэйт, Калифорния; клавишные) — подписала контракт с MCA и выпустила разочаровывающий хард-роковый альбом Scorching Beauty (№ 138). Райтс вслед за этим ушел и осенью 1975 IRON BUTTERFLY, место за клавишными в которых занял Билл Де Мартинез (Bill De Martinez), выпустили свой последний студийный альбом Sun And Steel. Он провалился в чартах, и MCA расторгла с группой контракт. На афишах клубов имя группы мелькало до 1978, но лишенный контракта и часто менявшийся состав имел к оригинальным IRON BUTTERFLY чисто номинальное отношение, хотя продолжал играть In-A-Gadda-Da-Vida. Де Мартинез в 1979 собрал группу STREET, которая в начале 80-х годов единожды прорвалась в Топ100.
На протяжении 80-х годов, когда настроения ностальгии прочно овладели большой частью аудитории, настоящие IRON BUTTERFLY в разных составах предприняли несколько попыток воссоединиться. В 1989 они дали серию концертов в США и Европе, однако продолжения не последовало. В апреле 1995 желание еще раз испытать судьбу под знаменем IRON BUTTERFLY выразил и их основатель Даг Ингл. В интервью он заявил, что сочинил около двухсот новых песен и готов выйти на сцену. Тем же летом группа совершила ностальгический тур по Америке и даже работала в студии, хотя ее результаты до сих пор не опубликованы. В 90-х годах большинство оригинальных работ группы было переиздано в Европе и США. Rhino, помимо того, выпустила компиляцию Light And Heavy,включавшую ранее не публиковавшиеся материалы
Дискография:
Heavy (ATCO/ATLANTIC, 1967)
In-A-Gadda-Da-Vida (ATCO/ATLANTIC, 1968)
Ball (ATCO/ATLANTIC, 1969)
Iron Butterfly Live (ATCO/ATLANTIC, 1970)
Metamorphosis (ATCO/ATLANTIC, 1970)
The Best Of Iron Butterfly: Evolution (ATCO/ATLANTIC, 1972)
Star Collection (ATCO/ATLANTIC, 1973)
Scorching Beauty (MCA, 1975)
Sun And Steel (MCA, 1975)
Ball AND Metamorphosis (MCA, 2LP, 1975)
Light AND Heavy (RHINO, 1993)
Ресурсы Интернет:
http://www.ironbutterfly.com/«МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»
© «Кирилл и Мефодий», 1998-2011