Rockfour (иврит: רופקור – «сыр Рокфор») израильская психоделическая рок-группа, образованная в 1988г. в г.Холон (Телль-Авивский округ, Израиль). Участники группы начали играть вместе во время службы в армии (по законам Израиля служба обязательна в 18 лет). «Мы были знакомы еще со средней школы, – пояснял ударник И. Тенненбаум. – Но официально мы стали группой RockFour в 1991г.».
По одной из версий название группы выбрано по созвучию «Rock-Four» – группа возникла как квартет в составе:
Эль ЛуЛаи (Eli LuLai) – ак. гитара, вокал;
Амир Цореф (Amir Tzoref) – гитара;
Барух бен Ицхак (Baruch Ben Yitzhak) – бас;
Иса Тенненбаум (Issar Tennenbaum) – ударные, перкуссия.
Саунд группы представляет собой смесь заимствований звучания разных групп эпохи расцвета хиппи, причем, описывая стиль группы разные авторы приводят различные перечни групп, «слышимых» в музыке Rockfour: The Beatles, The Zombies, The Who, The Byrds, ранний Pink Floyd, King Crimson, D.Bowie, The Cars, ELO, Jimmy Page… Sonic Youth… и т.д. Со второго альбома и по сей день группа использует аутентичные инструменты, усилители, эффекты и методы записи 1960-х – начала 1970-х.гг., что делает данный коллектив уникальным. Впечатление усиливают звучащий в духе King Crimson меллотрон, 12-струнная гитара Rickenbacker, но в тоже время звучит перегруженный гитарный фон, стандартный для современного альтернативного рока (Radiohead, Beck).
Чаще всего музыку группы классифицируют как нео-психоделия, но, как и русский рок, израильская рок-музыка обладает достаточно ярко выраженной самобытностью, которая и накладывает свой отпечаток на стиль Rockfour. Достаточно послушать два ранних альбома Арика Эйнштейна («Poozi» и «Shablul»), каверы на которые делали Rockfour, и станет понятно, что Pink Floyd и Beatles оказали на музыкантов не большее влияние, чем творчество самого именитого рок-исполнителя Израиля.
Группа начинала писать и исполнять песни на иврите, ранние синглы и первые 4 альбома группы издавались лейблом Hed Arzi и распространялись только в Израиле (в связи с чем до сих пор для поклонников группы за пределами Израиля является проблемой приобрести ранние альбомы коллектива).
В 1991г. группа выпустила
сингл "Haka'as" ("Ярость"), попавший в израильские чарты; песня по сей день входит в концертную программу группы.
Первый альбом
«Resheth Parparim» («Сачок для бабочек»), выпущенный в 1991г., в основном был выдержан в стиле инди-рока, хотя в нем уже чувствовалось «немного раннего Pink Floyd, много Beatles, чуть-чуть от Byrds и уж совсем чуть-чуть от The Zombies». В альбом был включен и дебютный сингл группы.
После выхода первого альбома, в период между 1991 и 1995гг. коллектив пополнился уроженцем Австралии басистом Марком Лазаре (Marc Lazare). В нескольких источниках упоминается о том, что на некоторое время участников группы становилось пятеро; так или иначе, но уже в записи второго альбома Амир Цореф не участвует, а Марк Лазаре сменяет его на месте гитариста и остается в составе по настоящее время (но уже в качестве басиста).
Начав с достаточно легкой мелодичной инди-музыки со значительным уклоном к старому року на первом альбоме уже ко второму релизу группа выработала свой неповторимый стиль: звучащая достаточно современно рекомбинация стилей столпов музыки эпохи хиппи. Выпущенный в 1995г. второй студийный альбом
«Ha'ish Shera'a Hakol» («Человек, повидавший всё») можно считать образцом «их стиля». Музыка этого альбома основана на психоделике 60-х гг.; чтобы подчеркнуть свой курс «назад в 60-е» группа выпускает 6 клипов на песни с этого альбома, сделанные в едином стиле: старомодные съемки любительской камерой с участниками группы в кадре, с соответствующим внешним видом. Изначально альбом 1995г. не вызвал громких откликов, но со временем он завоевал репутацию одного из лучших альбомов в иврит-роке, особенно среди молодых критиков. Через несколько лет диск был признан «золотым» - продажи альбома превысили 20 000 экз.
В это же время группа отдает дань патриарху израильского рока - Арику Эйнштейну, записавшему первый в истории этой страны рок-альбом "Poozi" (который включал самую первую израильскую прог-рок песню "Hayo Haya" (ONCE UPON A TIME), так же перепетую музыкантами Rockfour). Этот выпущенный в 1996г. альбом-посвящение с кавер-версиями ранних песен А.Эйнштейна и Ш.Ханоха был назван
«Behazara L'shablul» («Назад к Улитке») – по названию альбома А.Эйнштейна и Ш.Ханоха 1970г. «Shablul» («Улитка»). Rockfour настолько удачно исполнили эти песни в своей нео-психоделической манере, что они кажутся более психоделическими и «шестидесятническими», чем их «шестидесятнические» оригиналы.
В 1999 году группа записывает живой альбом (
«Behofa'a» - или просто «Live») – последний официально выпущенный релиз на иврите. Концерт состоял из старых хитов группы, последним треком на альбоме является новая студийная композиция – «Mesibat Siyum» ("Выпускной вечер"). Этот депрессивный трек, название которого буквально переводится как «Заключительная вечеринка», фактически символизирует переход группы в новый этап творчества.
Почувствовав вкус славы в дальнейшем группа записывается только на английском языке, ориентируясь на более широкий круг слушателей.
«Supermarket», выпущенный в 2000 году стал первым таким альбомом Rockfour. Альбом был достаточно тепло встречен за пределами Израиля (альбом выпущен на лейбле EarSay - Third Ear, а за пределами Израиля распространялся The Orchard).
Для закрепления успеха группа уже через год (в 2001г.) выпускает новый англоязычный альбом
«One Fantastic Day» и отправляется в зарубежное турне. Критик Richie Unterberger в журнале Rolling Stone признал One Fantastic Day одним из 10 лучших альбомов года.
Впервые Америка увидела выступление Rockfour в 2001г. на International Pop Overthrow в Лос-Анжелесе. «Мы чувствовали, что английский язык подойдет к нашей музыке. Переход [к англоязычным альбомам] дался очень легко» – признавался позже в одном из интервью ударник И.Тенненбаум. Но вот экспансия в США оказалась сложнее: «Давать концерты здесь – дело другое. Намного труднее. Эта страна такая огромная, здесь столько конкурентов, и стандарты здесь намного выше». В Штатах группа выступает на разогреве в трех шоу Dave Matthews Band, на фестивалях выступает на одной сцене с Blondie и Guided By Voices, дает клубные концерты.
Вернувшись на родину, группа дает серию концертов в Израиле. «Каждый раз, когда мы едем в Израиль в турне, они становятся все больше и больше. В сентябре [2001г.] мы отработали 12 шоу в крупных клубах. Это редкость. Обычно если группа может отыграть 4-5 раз в месяц – это уже считается удачей». В тоже время и политическая ситуация в стране не облегчает задачу: «Беспорядки могут испортить шоу. Ты должен быть готов к тому, что неизвестно как пройдет концерт. Накануне концерта на это место могут сбросить бомбу. (…) Наши шоу про счастье, чтобы облегчить это сложное время».
Группа заключает контракт с американским лейблом Rainbow Quartz. Их первым релизом на новом лейбле стала англоязычная компиляция
«Another Beginning» (2001г.) - сборник лучших треков из последних двух альбомов «Supermarket» и «One Fantastic Day».
В 2001 году Rockfour спродюссировали и сыграли на дебютном альбоме Shy Nobleman "How to be shy" ("Каково быть застенчивой"), который стал хитом в Израиле.
В 2003г. выходит другой сборник группы –
«For Fans Only!», подборка b-сайдов с синглов, редкостей и концертных кавер-версий (Tomorrow Never Knows, Astronomy Domine, Immigrant Song). Данный сборник позволяет отложить «на потом» поиски синглов группы, выпущенных до 2003г. – все редкости, которых не было на номерных альбомах, выпущены в этом издании (стоит заметить, что и в дальнейшем b-сайдами на синглах становились в основном кавер-версии классиков поп-психоделии).
Во время записи следующего альбома –
«Nationwide» в Детройте, штат Мичиган (студия Ghetto Recorders), в 2004 году, начали усиливаться разногласия между ведущим вокалистом Эль ЛуЛаи (Eli LuLai) и остальными участниками группы. Несмотря на это альбом «Nationwide» получился изумительным, во многом его успех обусловлен и тем, что альбом продюссировал Джим Даймонд (Jim Diamond – The White Stripes). Не считая сборника «Another Beginning» этот альбом стал первым и последним релизом группы на гитарном поп-лейбле Rainbow Quartz.
Вокалист все же покидает группу – прямо в ходе мирового турне в поддержку Nationwide. Оставшемуся трио пришлось перераспределить вокальные партии и уже в ночь после отъезда бывшего вокалиста группа вновь выходит на сцену.
На группу обращает внимание известный израильский независимый лейбл ANOVA. Компания, основанная израильской рок-певицей Анат Дамон (Anat Damon), предлагает Rockfour сотрудничество и группа отправляется в Сан-Диего, США, где на студии Earthling Studios записывает материал для нового альбома. Альбом продюссирует Крис Бернс (Chris Berens), а так же сами музыканты – Бен Ицхак и Лазаре. Рабочее название альбома – 'The Complete Memories of the Never-Happened'.
В связи с уходом вокалиста гитарист Барух бен Ицхак (Baruch Ben Yitzhak) взял на себя ведущий вокал при записи альбома. Принимавший участие в записи альбома клавишник и мульти-инструменталист Якоб Гане (Jacob Gani, чаще - Yaki Gani) был включен в основной состав группы после завершения работы над альбомом, и Rockfour снова превратился в квартет.
Альбом
«Memories Of The Never Happened» («Воспоминания о несбывшемся») выходит 17 мая 2007г. в Израиле на лейбле AnovA. Материал альбома сильно отличается от всех предыдущих – выработав собственный стиль группа записывает достаточно сложную музыку, чтобы ставить этот альбом в один ряд с более жизнерадостными работами прошлых лет, но сразу ощущается серьезная проработка каждого фрагмента и чувствуется неповторимость узнаваемого стиля группы.
Дистрибьюцию релиза за рубежом AnovA Music передала лейблу Cooking Vinyl (USA), и 09 октября 2007г., новый альбом выходит в США и Канаде. Вот как отозвался о Rockfour один из директоров Cooking Vinyl USA – Джереми Морриссон: «Я услышал Rockfour на фестивале Austin's SXSW в марте и я очень захотел привлечь их на Cooking Vinyl. Они безусловно заслуживают того, чтобы их необычный, свежий саунд услышали здесь, в США. У этой команды гигантский потенциал!».
В рамках первой части северо-американского турне в марте 2007г. группа принимает участие в двух крупных фестивалях – крупнейшем канадском фестивале Canadian Music Week, собравшим в Торонто более 600 исполнителей на 44 площадках в течение 4 ночей и американском не менее значительном фестивале South by Southwest 2007 (SXSW), Аустин, шт.Техас. После небольшой передышки с 15.10.2007г. группа отправляется в новое турне по США.
В августе 2007г. Jam Records выпустила 3-х дисковый релиз "Sweet Relief" в помощь пострадавшим от урагана Катрина. Релиз за $10 включает 74 трека (только на англ.яз.) музыкантов 12 стран мира. Сборник включал несколько редкостей; Rockfour предоставили для сборника песню-посвящение группе Byrds «Where The Byrds Fly» с альбома «One Fantastic Day».
В 2006г. группа записала кавер на дебютный сингл Pink Floyd
"Arnold Layne" и представила его на конкурс, организованный 23.12.2006г. Д.Гилмором в память о Сиде Барретте. Много лет Rockfour на концертах исполняли кавер-версии композиций Pink Floyd (Astronomy Domine, Interstellar Overdrive, See Emily Play, Matilda Mother, Lucifer Sam), и "Arnold Layne" стала естественным продолжением. Специально для конкурса Rockfour записали эту интерпретацию в студии в Тель Авиве, используя 1/2" пленку и 8-дорожечную аппаратуру, причем большая часть песни была записана вживую, без монтажа.
По итогам конкурса 3 марта 2007г. версия Rockfour была признана Д.Гилмором, Р.Райтом и Д.Боуи лучшей; победитель конкурса по условиям получал возможность в течение целого дня работать в студии Abbey Road, записывая эту композицию, а оформление сингла обещано быть выполнено автором самых известных обложек Pink Floyd – Стормом Торгерсоном.
#7774 июня 2007г. в 8:30 утра группа переступает порог легендарной Студии №2 Эбби-Роуд. Для них были подготовлены святыни времен расцвета рок-н-ролла: прославившие саунд Pink Floyd орган Hammond и усилитель Lesley, большой концертный рояль Steinway, микрофоны Neumann… Под впечатлением от этого и развешанных на стенах икон с работавшими здесь музыкантами, группа первое время не могла найти «тот самый» характерный звук этой студии. Отыграв несколько партий, "Goes Around" и "Dear Truth" группа решает, что все дело в усилителе, и после его замены действительно постепенно разыгрывается, результат по их словам «ошеломляет». Наконец, группа приступает к исполнению того, что позволило ей попасть сюда – кавер на "Arnold Layne". К семи вечера Rockfour решают отказаться от условностей и чтобы сделать саунд еще более «живым», просто в свое удовольствие до завершения дня играют 17-минутный джем на основе "Astronauts", потом "Route 66", unplugged-версию своего хита "Wild Animals" и еще один спонтанный джем. Работавший с ними инженер студии Chris Bolster, «который кажется работал со всеми от Д.Леннона и Трэвиса до Оззи Осборна» при прощании осторожно сказал, что «группа неплохая» - довольно значительный комплимент «от того, кто слышал ВСЁ ЭТО».
В статье журнала Classic Rock указывалось, что группа планирует выпустить альбом «Live at Abbey Road», в том числе в ознаменование своего первого европейского тура в конце 2007г. – планировалось записать подборку лучших песен за всю историю группы, с обязательным включением в сборник и кавера на "Arnold Layne". Заявленный альбом так и не был выпущен, а вторая часть приза – обложка от С.Торгессона – так и не появилась на очередном альбоме группы (С.Торгессон скончался в апреле 2013г.). Трек "Arnold Layne" был впервые выпущен только в январе 2011г. на 4-трековом макси-сингле
"Miscellaneous" и переиздан в сентябре 2013г. на сборнике сингл-версий и b-сайдов под названием
"For Fans Only 2".
Альбом 2010 года -
"Haolam Hamufla (The Wonderful World)" - оказался "шагом вбок" по сравнению с великолепными прошлыми работами коллектива. ИМХО - теперь это почти безликая инди-группа, каких сотни. Эта же линия продолжена и в выпущенном 05.09.2013г. альбоме
"Too Many Organs" (его выход предварялся выпуском веб-синглов "Too Many Organs" 01.02.2013г. и "Two Miles" 03.04.2013г.).
(c) Zhiganov