Фрэнкс Майкл (p. 18 сентября 1944, Ла-Джолла, Калифорния) — американский певец, композитор, музыкант (гитара, мандолина, банджо, фортепиано). Многие поп- и рок-музыканты получили (или хотя бы пытались получить) высшее образование, но, вероятно, считанные единицы могут похвалиться тем, что защитили докторскую диссертацию. Майкл Фрэнкс, популярный с конца 70-х и до 90-х годов певец и автор поп-джазовых номеров, которые пели Мелисса Манчестер, MANHATTAN TRANSFER и многие другие жанрово близкие исполнители, представляет собой редкое исключение.
Он начал играть на гитаре и фортепиано еще в средней школе. Сменив несколько местных фолк- и рок-групп, Фрэнкс благополучно закончил школу и поступил на филологический факультет Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), где специализировался на современной литературе, а по вечерам, чтобы заработать на жизнь и учебу, продолжал выступать в клубах и кафе бульвара Сансет-стрип.
В конце 60-х годов он продолжил обучение в Монреальском университете, Канада, где защитил магистрскую диссертацию по современной культуре и продолжал работать на сцене — открывал концерты Гордона Лайтфута и играл в составе джаз-роковой группы CARNIVAL, позднее переименованной в LIGHTHOUSE.
В первой половине 70-х годов Майкл Фрэнкс читал студентам UCLA курс лекций по современной музыке и работал над докторской диссертацией по философии, тема которой гласила: «Современное песенное творчество и его значение в общественном развитии» сначала в своем университете, а затем в Беркли. В 1971 Фрэнкс был приглашен в Голливуд и сочинил музыку к двум фильмам: “Count Your Bullets” и “Zandy's Bride”. В 1972 он играл на мандолине и банджо в турне фолк-блюзового дуэта Сонни Терри и Брауни Макджи. Позже дуэт включил в свой альбом для A&M три песни Фрэнкса.
В конце 1972, по рекомендации Терри и Макджи, Майкл получил контракт с лэйблом “Brut”, который был открыт фирмой Нила Богарта “Buddah”, и выпустил свой одноименный дебютный альбом, а взятый из него сингл “Can't Seen To Shake This Rock'n'Roll” довольно активно крутили все радиостанции на Западном побережье. В 1973 он совершил тур по США, разогревая залы для юмориста Роберта Кляйна.
Следующие полтора года Майкл Фрэнкс провел в Британии, где сотрудничал с местными кинокомпаниями.
По возвращении домой он получил приглашение от киноконцерна “Warner Brothers” принять участие в их программе изучения рынка, успех которого помог ему получить контракт от “Reprise Records”. На записанном для этой фирмы альбоме “The Art Of Tea” (1976) с Фрэнксом играли участники группы THE CRUSADERS. Одна из песен альбома, Popsicle Toes, стала хитом. Этого, тем не менее, оказалось достаточно, чтобы “Warner Bros. ” заключили с ним новый контракт и предоставили карт-бланш. На протяжении следующих семи лет Майкл Фрэнкс записал для компании семь достаточно интересных, хотя и не занимавших высоких мест в чартах альбомов — “Sleeping Gypsy” (1977), “Birchfield Nines” (1978), “Tiger In The Rain” (1979), “One Bad Habit“ (1980), “Objects Of Desire” (1982) и “Passion Fruit” (1983), на которых с ним работали Флора Пурим, Аструд Жильберто, Рон Картер, Дэвид Санборн, Тутс Тильманс, Эрик Гэйл, Эдди Гомез, Кенни Рэнкин и многие другие. В 1983 Джон Хэммонд также переиздал дебютный альбом Фрэнкса на собственном лэйбле.
С конца 70-х годов стиль Фрэнкса — романтичные, легко запоминающиеся мелодии с приджазованным аккомпанементом, слегка стилизованные под довоенную моду и пронизанные ностальгией по «эпохе джаза», начали пользоваться спросом у многих исполнителей: его песню Popsicle Toes записали MANHATTAN TRANSFER, а ряд других номеров попал в репертуар Мелиссы Манчестер, Патти Лабелл, Кармен Макрэй, THE CARPENTERS и др. В конце 80-х годов Фрэнкс долго работал над мюзиклом “Noa Noa” — об истории жизни Поля Гогена на Таити.
За почти 35 лет своей музыкальной карьеры, со дня выхода своего первого альбома и по день сегодняшний, Майкл Фрэнкс – любимец слушателей разных поколений и музыкальных пристрастий. Он не только избалован любовью слушателей, но практически никогда не был объектом негативной музыкальной критики.Отчасти, это происходит из-за его на редкость красивой музыки, о которой можно спорить или восхищаться, но которая, совершенно бесспорно, талантлива, оригинальна, изыскана, невероятно благозвучна и красива. Но самое главное, что отличает работы Майкла Фрэнкса – это поэзия самой высшей пробы.
Стихи его песен нельзя назвать просто «текстами», Майкл – настоящий поэт, и его стихи вполне могли бы быть самостоятельными произведениями.
Таких как Майкл Фрэнкс авторов на сегодняшней сцене очень немного. Его голос, тихий, не очень выразительный, не имеющий широкого диапазона и силы, тем не менее, завораживает всех, независимо от музыкальных пристрастий. Майкл, порой скорее, шепчет, чем поет, но даже самые строгие критики, отмечающие несоответствие голоса Майкла Фрэнкса классическим стандартам, соглашаются с тем, что этот голос узнаваем даже с одной услышанной ноты. Мелодии песен Майкла Фрэнкса – почти безупречно красивые, пронизанные бразильскими и латино-американскими интонациями, иногда сладковатые, но всегда имеющие серьезную джазовую гармоническую основу, сами по себе нередко – шедевры. Они отлично звучат даже и без текста.Но, когда к мелодиям Майкла добавляется его по настоящему талантливая поэзия, то у этих песен нет шанса не быть популярными и любимыми. Майкл пишет изумительно красивые мелодии, на которые накладывает свою изысканную поэзию. Майкл, кроме композиторского и поэтического таланта, вкладывает в свои песни много экзотики, тропического привкуса, присущего бразильской музыке, что исполнять его песни в другом стиле означает потерять половину смысла произведения. Песни пишутся им сначала наметками и кусочками, как пишут картину маслом – сначала кладется грунт, потом крупные мазки, а уж потом добавляются мелкие детали.
Секрет успеха и узнаваемости песен Майкла Фрэнкса не случаен. Все, что пишет и исполняет Майкл наполнено глубоким смыслом. Даже обложки к своим альбомам он подпирает сам. Все дело в том, что Майкл Фрэнкс – высоко образованный человек. Он имеет докторскую степень по литературе.
Cогласитесь, людей с таким образованием сегодня в популярной музыке очень сложно найти. Майкл знает литературу на уровне профессора университета, и при этом еще и преподает музыку в Беркли. Только такая смесь глубоких познаний в музыке и литературе и родила столь уникального артиста, совершенно не похожего ни на кого в сегодняшнем джазе. Это титан, мощь непревзойденной силы. Произведения-шедевры на все моды и на все вкусы, понимая слова и не понимая их, неважно как называть его стиль. Да каждый уважающий себя человек просто обязан иметь дома музыку Фрэнкса - это уже даже не хороший вкус, а скорей хороший тон. Красивая, спокойная даже усыпляющая, вкусная музыка. Майкл Фрэнкс творит без оглядки на требования рынка, сезонную конъюнктуру и модные веяния. Он находится на пике своей карьеры и творчества и может себе позволить выражать в музыке то, что думает и чувствует. И делает он это как никто другой в мире.
Равных Майклу в его стиле нет, и не предвидится…
Дискография