Одна из наиболее интересных в музыкальном отношении и профессионально зрелых питерских групп первой половины 70-х,
Ну, Погоди! не оставила после себя студийных записей или ставших народными хитов, однако, её вклад в развитие всей школы питерского рока, вне всяких сомнений, неоценим, а тот факт, что через ряды группы прошли три столь разных, но, по своему, ярких гитариста как
Юрий Берендюков,
Александр Ляпин и
Юрий Морозов, делает её своего рода питерскими The Yardbirds.
Ну, Погоди! организовал в самом начале 1970 студент электротехнического института им.
Бонч-Бруевича Юрий Берендюков (р. 8.09.49 в Ленинграде), до этого имевший лишь скромный опыт выступлений с инструментальным квартетом
Силуэт. Группа появилась на свет после того, как к
Силуэту, который в то время репетировал в ДК
Капранова на Московском проспекте, обратился певец
Владимир Зарайский (р. 21.01.49 в Ленинграде), экс-лидер
Наследников из Военмеха: у
Володи были музыканты, а у
Юрия место для репетиций.
В оригинальный состав
Ну, Погоди! (получившей своё название, сколько можно судить, от популярного детского мультфильма, хотя на этот счёт имеются и другие мнения) вошли:
Берендюков - соло-гитара,
Зарайский - вокал,
Павел Язиков - бас-гитара,
Евгений Павликов - клавишные, и
Виктор Баронин - барабаны (последние двое, кстати, тоже пришли из
Наследников).
Зарайский, в конце 60-х заметная фигура в рок-сообществе, не только пел, но и выполнял административные функции, т.е. договаривался о концертах, а также искал, уговаривал и приводил нужных музыкантов.
Они играли довольно типичный для групп тех лет репертуар из кавер-версий англо-американского харда и арт-рока (от
Procol Harum до
Deep Purple) и выступали, главным образом, на студенческих вечерах в Бонче, ЛЭТИ и т.п.
Павликов ушёл почти сразу и покинул музыку.
В сентябре 1970
Баронина за барабанами сменил
Олег Кубышкин (р. 10.09.53 в Мурманске), который до этого играл в группах
Бобры и
Арсенал, а в январе следующего года
Зарайский, наконец, нашёл
Ну, Погоди! клавишника.
Геннадий Анисимов (р. 5.11.50 в Ленинграде), учился вместе с ним в математической школе, затем поступил в ЛЭТИ и окончил по классу ф-но музыкальную школу на
Салтыкова-Щедрина. На прослушивании ему было предложено исполнить знаменитое соло
Джона Лорда из песни
Deep Purple "Lalena" - он выдержал испытание и был принят. Месяц спустя
Язикова сменил новый бас-гитарист
Валерий "Воля" Андреев.
В марте 1971 группу покинул вынужденный уехать по распределению
Кубышкин, на место которого планировался
Анатолий Кадыков. Он, однако, продержался лишь пару репетиций и был уволен, а новым барабанщиком
Ну, Погоди! стал - по рекомендации приятеля
Зарайского, бас-гитариста
Михаила Кудрявцева -
Игорь Кучеров (р. 23.01.47 в Ленинграде), с которым они вместе играли в питерских
Весёлых Ребятах.
В этот период группа базировалась в ДК
Капранова на Московском проспекте и играла там на танцах, весной 1971 участвовала в создании Поп-федерации, а также время от времени играла на сэйшенах - один из наиболее заметных состоялся летом 1971 в Политехе. В октябре
Ну, Погоди! покинул призванный в армию
Зарайский. (По возвращении он снова пытался играть, но вскоре окончательно покинул музыку.) Место у микрофона занял
Александр Пашков (р. 4.04.47 в Ленинграде), который стартовал в середине 60-х как вокалист группы
Искатели.
Параллельно Берендюков работал над своей диссертацией, темой которой была квадрофоническая звукозапись, для чего ему удалось пробить возможность записаться на студии фирмы "Мелодия". В июне 1972, сразу после выпускных экзаменов в музучилище,
Ну, Погоди! (он сам,
Кудрявцев,
Анисимов,
Эсельсон) пришли в Капеллу, где звукорежиссёр
Юрий Морозов записал в их исполнении четыре акустических номера, включая "Helpless"
Нила Янга и битловскую "Norwegian Wood".
С июня по сентябрь 1972
Ну, Погоди! отработали на танцах в Песочной.
Юрий три летних месяца провёл на армейских сборах, и его подменял
Яков Певзнер (экс-
Странники,
Весёлые Ребята,
Голубые Ритмы). По осени группа вернулась в город и продолжала выступать на сэйшенах.
Берендюков вернулся в строй, а
Певзнера, наоборот, забрали в армию.
В этот период репертуар группы составлял материал
Free ("All Right Now" была одним из наиболее ударных номеров их программы),
Ten Years After ("Love Like A Man", "I Woke Up This Morning" и т.п.),
Deep Purple ("When The Blind Man Cries", "Lalena", "Child in Time", "Livin' Wreck"), песни
Берендюкова, а позже и
Юрия Морозова, с которым тот сдружился в процессе работы на "Мелодии".
С наступлением эпохи джаз-рока,
Ну, Погоди! начали усложнять аранжировки и увеличили крен в сторону инструментала, для чего им потребовались новые музыканты. В ноябре, отслужив в армии, к ним пришёл саксофонист-флейтист и певец
Леонид "Лёлик" Эсельсон (р. 9.06.50 в Ленинграде), стартовавший в
Лире.
В феврале 1973
Эсельсон на полгода покинул группу. Одновременно исчез и
Воля Андреев - тогда бас-гитару естественным порядком взял в руки
Михаил Кудрявцев (р. 16.11.47 в Ленинграде), скучавший без дела после распада
Весёлых Ребят.
В это время группа устроилась играть в клубе "Маяк" на Красной (Галерной) улице. После летних каникул, в начале сентября, в
Ну, Погоди! вернулся не особо удовлетворённый профессиональной работой
Лёлик Эсельсон. Вместе с ним пришёл его брат,
Михаил Эсельсон, тромбон, а ещё через месяц духовую секцию усилил мастер спорта по боксу и интересный джазовый трубач
Василий Брыканов (р. 25.12.50 в Ленинграде). Обзаведясь настоящей духовой секцией,
Ну, Погоди! приобрели несомненное сходство с
Chicago и начали играть нечто соответствующее.
В ноябре в ряды группы вторично влился отслуживший в армии
Яков Певзнер (р. 4.05.47 в Ленинграде), вокал, ф-но. Потенциально это был, возможно, наиболее интересный состав
Ну, Погоди! Они активно выступали, пользовались стабильным успехом, а в её музыкальном арсенале можно было найти всё: от пространных джаз-роковых композиций до рок-баллад и от ритм-энд-блюза до арт-рока. В декабре 1973 они сыграли отличный концерт в кафе "Фантазия" на Ивановской улице, а в марте 1974 в первый раз распались.
Берендюков, который тогда уже окончил институт, загорелся новой идеей: используя вокальное многоголосие и современные аранжировки фольклорного материала, сделать фолк-рок группу и (по примеру
Ариэля) пробиться с ней на профессиональную сцену. Он тут же собрал новую группу, которой дал имя
Акварель, и пригласил в неё
Певзнера,
Кудрявцева и
Лёлика Эсельсона. Через месяц
Кудрявцева сменил
Анатолий Быстров, преподаватель музучилища, опытный гитарист, а в 60-х лидер группы
Пришельцы).
Кучеров укатил на гастроли по Дальнему Востоку с группой гитариста
Юрия Кагановича (позднее
Поющие Гитары) и дуэтом баянистов
Седельниковых из Новосибирска, а в августе присоединился к игравшим на танцах
Старателям.
Брыканов ушёл в ансамбль
Диско, а ещё позже играл у
Махмуда Эсамбаева, в джаз-оркестре
Юрия Ильина и т.д. Остальные музыканты отдыхали.
Между тем, осенью
Кучеров начал репетировать с
Кудрявцевым,
Анисимовым и
Пашковым в клубе птицефабрики в Русско-Высоцком, однако, без гитариста выступать они не могли. Смутные времена закончилось в октябре 1974, когда
Лёлик Эсельсон тоже вернулся из
Акварели в
Ну, Погоди! Их новым гитаристом стал молодой виртуоз
Александр Ляпин (р. 1.06.56 в Ленинграде), скрипач по образованию, за плечами которого были лишь музыкальная школа и участие в группах
Альтаир (где играл его одноклассник, будущий флейтист
Аквариума Дюша Романов) и
Эрмитаж. С последней
Саша получил первый профессиональный ангажемент - на танцах в клубе посёлка Вартемяги.
Осенью 1974
Ну, Погоди! несколько раз сыграли на танцах в Авиагородке, а в ноябре, уже после того, как с ними расстался ушедший на профессиональную сцену
Пашков (позднее он пел в ансамбле
Диско), по протекции вернувшегося из армии
Володи Зарайского, который в то время работал электриком в НИИ "Ленгипротяжмаш", получили площадку в этом институте.
В конце ноября Ну, Погоди! приняли участие в двух нашумевших сэйшенах, проходивших в банкетном зале на улице Бабушкина, где играли ГОЛЬФСТРИМ, НУ ПОГОДИ!, РОССИЯНЕ и предоставивший аппарат БОЛЬШОЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛОКОЛ. Любопытно, что один из них открывал ещё совсем молодой АКВАРИУМ, для которого этот концерт стал, фактически, дебютом на общегородской сцене. НУ ПОГОДИ! были встречены публикой с огромным энтузиазмом, хотя играли без репетиций и почти без вокала. Ляпин на этом концерте впервые играл на гитаре Gibson.
Следующей весной НУ ПОГОДИ! выступили там же вместе с группой ЗЕРКАЛО, а 14 мая 1975 в кафе "Эврика" дали последний концерт в этом составе: шесть дней спустя Ляпин на два года ушёл в армию. Следом откололись Кучеров и Лёлик Эсельсон: первый устроился в группу гитариста Сергея Копейкина из кафе "Заря", а второй позже вернулся к сотрудничеству с АКВАРЕЛЬЮ, играл в группах СИНТЕЗ и ДИКИЙ МЁД, а потом тоже в общепите.
Летом вся группа разъехалась на каникулы, а в середине осени собралась и взялась за поиски гитариста и барабанщика. Как раз тогда из армии пришёл их старинный знакомый, гитарист, певец, автор песен и звукорежиссёр Юрий Морозов (р.6.03.48 в Белогорске Крымской области), который, по-прежнему, работал на "Мелодии" и занимался всевозможными экспериментами в студии.
НУ ПОГОДИ! устроились играть на танцах в подростковом клубе "Дружба" (на Римского-Корсакова, 2). В новую версию группы вошли Анисимов, Кудрявцев и Морозов. В первый вечер на барабанах играл Лев Орлов (бывший трубач ГОЛЬФСТРИМА), а чуть позже постоянным барабанщиком стал Геннадий Буганов из той же группы. Они играли номера Морозова (в т.ч. его будущие хиты "Кретин", "Воду перейти", "Я не знаю, за что"), Анисимова и Кудрявцева, а также разнообразные импровизационные пьесы. "Дружба" быстро стала весьма популярным местом, куда народ приходил не столько потанцевать, сколько послушать хорошую музыку.
Ближе к Новому году в группе появился гитарист и певец Владимир Ермаков. Помимо того, в "Дружбу" время от времени наведывались знакомые музыкантов, в т.ч. постоянный участник морозовских записей, гармошечник Сергей Лузин; пару вечеров с ними играл юный клавишник Олег Гусев (будущий лидер группы АВГУСТ и модный клипмэйкер), а за барабанами промелькнули Вадим Косов и Игорь Голубев (позднее ДЖОНАТАН ЛИВИНГСТОН).
Один из последних (но, увы, не самых удачных) концертов группы в "Дружбе" (в феврале 1976) был записан на плёнку и вошёл в официальную дискографию Морозова под курьёзным названием "Группа Памяти Михаила Кудрявцева", а неделю спустя НУ ПОГОДИ!, исполнив на прощание маниакально-депрессивную рок-балладу Морозова "А мне, и так, конец" с - по его собственным словам, "сумасшедшим и деструктивным соло на органе" - распались окончательно.
Правда, через пару недель Морозов, Кудрявцев и неизвестный барабанщик ещё раз выступили в "Дружбе", закончив выступление двадцатиминутным гитарным соло, но это был финальный аккорд. До конца десятилетия Морозов появился на сцене только дважды: той же весной в каком-то клубе на Гражданке и ещё один раз - почти ровно через год, весной 1977, после чего на долгие годы укрылся за стенами студии.
Остальные участники группы занялись, кто чем. Берендюков добился успеха со своей фолк-группой ЯБЛОКО. Морозов продолжал работать на "Мелодии" (ныне Петербургская Студия Грамзаписи), где записал сотни исполнителей, в т.ч. DDT, АКВАРИУМ, ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ, ЧИЖ & Co и т.п. Ляпин прославился в АКВАРИУМЕ, играл в DDT и соло. Кучеров работал в ресторане "Балтийский" и изредка джемовал с Ляпиным под вывеской МОТОР-БЛЮЗ. Анисимов преподаёт в ЛИИЖТ и коллекционирует хорошую музыку. Кудрявцев продолжает собирать и распускать группы (в 2000-х это было БУМАЖНОЕ СОЛНЦЕ, в котором с ним играет сын Андрей). Ермаков в середине 80-х играл в ПУТНИКЕ, а позднее занимался музыкой дома. Гусев, как уже было сказано выше, снимает едва ли не лучшие в стране клипы.
В середине 80-х бывшие участники НУ ПОГОДИ! не раз встречались с целью сделать ностальгический концерт, однако, реализация этой прекрасной идеи затянулась: осуществить её удалось лишь 25 декабря 1998, когда в концерте "Старый Рок под Новый Год" (проходившем в ДК Милиции) на сцене собрались Ляпин, Пашков, Кудрявцев, Эсельсон и Кудрявцев. Анисимов поддерживал их, сидя в зале.
Следующего красивого повода пришлось ждать тринадцать лет: 23 января 2012 в Ленинградском Рок-клубе Берендюков, Ляпин, Анисимов, Лёлик Эсельсон, Певзнер и Игорь Кучеров выступили в день шестидесятипятилетия последнего. Впрочем, возможно, не всё ещё пропало, и НУ ПОГОДИ! соберутся опять, чтобы отметить какую-нибудь не менее достойную дату.
Ещё в середине 80-х покончил с собой Гена Буганов. Игорь Голубев умер в июле 1996, Юрий Морозов в феврале 2006, Женя Павликов в январе 2010, а в том же году был убит при невыясненных обстоятельствах Саша Пашков.
Записи НУ ПОГОДИ! из Капеллы и с концертов в "Дружбе" входят в обширную дискографию Юрия Морозова.
Андрей Бурлака http://www.rock-n-roll.ru/